Пример Шапки

Детская Психология: Поддержка и Развитие

Объявление

"Кризис трех лет" Уважаемые участники! С радостью объявляем о запуске новой темы обсуждения, посвященной важному этапу в развитии детей – "Кризис трех лет". Этот период часто сопровождается эмоциональными бурями, проявлением независимости и протестами. Мы знаем, что многие родители сталкиваются с трудностями в общении с детьми в это время, и готовы поддержать вас в этом. Приглашаем всех делиться своим опытом, задавать вопросы и обсуждать стратегии, которые помогли вам справиться с этой сложной стадией. Ваши советы и истории могут оказать значительное влияние на других родителей, проходящих через похожие испытания. Кроме того, мы планируем приглашать специалистов для участия в обсуждении и предоставления профессиональных рекомендаций по данной теме. Спасибо за вашу активность и участие! С Уважением, Ваш детский психолог, Федорончук Дарья.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Социальная ситуация развития

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной
ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что
подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при
сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения.
Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.
Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но
избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже
имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений.
Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более
дифференцированным отношениям с другими. Все то, к чему подросток привык с
детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают
новое значение и смысл.
Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется
принципиально новый компонент — отчуждение, т. е. дисгармония отношений в
значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности,
поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом
являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония
отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для
него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В
таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и
характеризуются.
Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший
подростковый кризисом 13 лет. Хотя как по сути, так и по характеру происходящих
в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным.
Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и
психологические) предпосылки.
К внешним относятся:
1. Изменение характера учебной деятельности:
а) многопредметность,
б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук,
в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное
отношение к знаниям.
2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок
окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности,
взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость формирования
собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Появление новых требований в семье — реальной помощи по хозяйству,
ответственности.
4. Изменение положения ребенка в семье — с ним начинают советоваться.
5. Расширение социальных связей подростка — предоставляется возможность для
участия в многогранной общественной жизни коллектива.

0

2

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период
весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической
перестройки.
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и
костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают
будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового
созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем.
В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста
кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не
готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе
— костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей,
натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому,
что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм,
драчливость подростков в 8—11 раз (А. П. Краковский, 1970).
Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны:
беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии,
агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и
т. д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток
начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него
появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает
чувство любви, мечтает и т. д. (И. С. Кон).
Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых
доминантами:
“эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности;
“доминанта дали” — установка подростка на обширные, большие масштабы,
которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие,
сегодняшние;
“доминанта усилия” — интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым
напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против
воспитательного авторитета, протесте;
“доминанта романтики” — интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям,
к героизму

0



+ Создать свой форум бесплатно

Лучший хостинг